Контроль состояния шин является базовым уходом за автомобилем наравне со своевременной заменой лампочек в фарах и поддержанием чистоты в салоне. Пятна и грязь на обивке напомнят, что пришло время ехать в химчистку, сниженная видимость ночью или сломанный электронный датчик заставят посетить электрика, с резиной же потребуется проявить инициативу.
В период, когда пришло время менять летнюю резину на зимнюю, рекомендуется провести проверку шин, так как есть вероятность, что они уже стерлись.
1. Замерить рельефный рисунок протектора
Протектор отвечает за сцепление шины с дорожным покрытием и обеспечивает безопасность движения. Износ шин ухудшает их эксплуатационные характеристики. Это увеличивает риск пробуксовок, заносов, а также удлиняет тормозной путь. Чтобы понять, подошло ли время к замене, нужно измерить глубину рисунка протектора. Нельзя использовать зимнюю резину, согласно правилам дорожного движения, когда протектор на ней стирается до высоты 4 мм.
Большинство производителей оснащают покрышки индикатором, чтобы было легче определить степень износа. Это может быть значок треугольника, снежинки, логотип компании. Индикатор расположен на дне канавки протектора (пространство между двумя выступами в рельефе). Когда шина новая, значок практически не видно, когда протектор стирается, маркировка начинает проявляться.
Еще один вид индикатора — цифры 8, 6 и 4, выдавленные в протекторе на разной глубине и показывающие его высоту в мм. По мере износа они стираются, а текущую высоту можно определить по самой большой цифре из тех, которая видна на шине. Шина является новой, если видны все цифры до 8. Когда протектор стирается до цифры 4, резину требуется поменять.
2. Проверить, равномерно ли стираются покрышки
При нормальных условиях, шины, на задней или передней оси, изнашиваются в одинаковой степени. Когда происходят различные воздействия на шину, смещается расположение колес, из-за чего одна из покрышек стирается быстрее другой.
Чтобы определить, равномерно стирается резина или нет, нужно сравнить индикаторы износа на шинах. Цифры на покрышках должны быть одинаковыми, если на протекторе числовая маркировка.
Важно знать: на одной оси обязательно должны стоять шины с одинаковым износом. Если имеются отличия — колеса лучше заменить. При этом у задних и передних покрышек может быть разный износ, эксплуатировать автомобиль в таком случае разрешается.
При аккуратном и правильном использовании каждая отдельная покрышка стирается равномерно по всей окружности. Но, например, если давление в шинах слишком низкое, то по краям рисунок на протекторе уже не видно, а в центре он остается практически новым. При высоком — наоборот, изнашивается центральная часть протектора. В результате этого автомобиль сильнее заносит на поворотах.
Равномерность каждого отдельного колеса можно проверить с помощью 10-копеечной монеты. Нужно вставить ее в протектор решкой к себе на 5-6 разных участках покрышки: цифры везде должно быть видно одинаково.
Резину необходимо заменить, если разница в высоте протектора составляет более 1 мм, даже если она не достигла своей максимальной степени износа.
3. Есть ли на резине трещины и вмятины
Грыжи, вмятины, трещины на шинах появляются при частой езде по бездорожью или из-за ударов колесами о бордюры и препятствия. Резину необходимо заменить при появлении любых деформаций и повреждений: такая шина может лопнуть в любой момент во время поездки.
4. Все ли шипы на месте
Главной отрицательно характеристикой зимней шипованной резины является тот факт, что по мере ее эксплуатации происходит выпадение шипов. Это отрицательно сказывается на управляемости в гололед и на заснеженной поверхности. Другие причины потери шипов — слишком высокое или низкое давление в шинах, а также резкое торможение, когда резина перегревается. Уже после первого сезона такие покрышки могут терять от 10 до 20% шипов.
При потере 30-40% шипов зимнюю покрышку можно считать изношенной, у неё ухудшаются сцепные свойства. Однако имеющихся показателей достаточно для использования шин на ведомой и ведущей оси автомобиля.
Если на резине осталось меньше половины шипов, ездить на ней небезопасно: машина скользит по дороге, увеличивается тормозной путь. Некоторые автовладельцы считают, что покрышки, которые лишились шипов, можно использовать летом. Это глубокое заблуждение, так как у них более твердая резина, которая создает не такое крепкое сцепление с асфальтом, поэтому автомобиль хуже откликается на руль.
В автосервисе можно сделать перешиповку шин. Но это выгодно, только при условии, если сами покрышки новые и протектор на них не стерся — иначе придется тратить время и деньги на повторную ошиповку, а потом всё равно покупать новую резину. Старые шины проще заменить сразу.
Следует понимать, что со временем любая резина теряет свои свойства. На шинах, даже если они не эксплуатируются, могут появляться микротрещины. Другими словами, у изделия есть срок годности, после которого требуется производить замену, даже если износ протектора зимней покрышки минимальный.
Большинство производителей рекомендуют не эксплуатировать покрышки более пяти лет. Примерно за такое время они теряют свои изначальные свойства, необходимые для надежного сцепления с дорогой.